четвер, 7 квітня 2016 р.

Розробка позакласного заходу "Литературная гостиная. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК"





Ведущий 2
Век девятнадцатый, железный,
Воистину железный век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственных умов.

Ведущий 3
Двадцатый век… ещё бездомней
Ещё страшнее жизни мгла,
Её чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И чёрная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи… - писал А. Блок.



Ведущий 1
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «Серебряного века». Поэзии первых двух десятилетий прошлого века, вместивших в себя три революции и гражданскую войну.
Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что число их можно было сравнить с россыпью сотен звёзд на чёрном бархате ночного неба и каждого второго можно назвать Моцартом стиха.
Сколько тайн и имён!
В этот век я влюблён.
Век серебряный,
Век из света…
Век поэзий,
Век мечты,
Бытия век,
Век человека,
Мысли век
И век красоты…
Век Душа, век5 Поэт… Звука век, Слова век…
Сколько тайн и имён! В этот век я влюблён.

 Сегодня мы с вами побываем в самом модном поэтическом салоне начала прошлого века, основали который поэтическая семья: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус.

Звучит музыка, на сцену выходят поэты и поэтессы. Здороваются друг с другом, кто-то садится, кто-то встаёт рядом, образуют группки, общаются. По мере действия идёт небольшое перемещение по сцене, так как читающие иногда выходят на авансцену или выходят вообще. Выходит З. Гиппиус и здороваясь с каждым, как бы представляет его зрителю.

З.Гиппиус:  Добрый вечер, господа! Я рада видеть всех вас у себя. Какое созвездие в национальной стихийной галактике: Анечка Ахматова и Николай Гумилёв, О! Наша молодёжь, рекомендую: Марина Цветаева. Волошин вы тоже здесь – очень рада. Здравствуйте, король поэтов – Игорь Северянин. А давайте послушаем Осипа Мандельштама!

Мандельштам: Смутно дышащими листьями
Чёрный ветер шелестит
И трепещущая ласточка
В чёрном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моём.
Наступающие сумерки
С догорающим лучом
И над лесом вечереющим
Стала медная луна,
Отчего так мало музыки
И такая тишина?

З. Гиппиус: Музыка, где музыка?
Звучит танго «Брызги шампанского» на сцене танцует пара. После танца на авансцену выходит с бокалом в руке И. Северянин

И. Северянин: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чём-то норвежском!
Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Маяковский: (из зала) Какая пошлость! Томная сливочная тянучка.
З. Гиппиус: Не обращайте внимания на этого творца «Пощёчины общественного вкуса». Это неугомонный Маяковский.

Интервью с Маяковским
- Товарищ Маяковский, чем объяснить, что вы в центре всего ставите своё «Я»?
- В центре как-то заметнее.
- Вот я лично вас не понимаю.
- Это ваша беда.
- Ваши стихи мне непонятны.
- Безразлично, ваши дети их поймут.
- Нет, и дети мои их не поймут.
- А почему вы так уверены, что ваши дети будут похожи на вас? Возможно, у них мать будет умнее, и они будут похожи на неё?
- Маяковский, а почему вы себя всегда хвалите?
- Мой товарищ по гимназии всегда говорил: «Говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут друзья».
- Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
- Мои стихи не море, не печка и не чума.
- Чего вы хотите?
- Я хочу будущее сегодня!
Стих Маяковского «Послушайте!»
 Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

З. Гиппиус: Давайте послушаем «звёздную пару» - Анну Ахматову и Николая Гумилёва. Их любовь наполнена огнём, доверием и одновременно недоразумением, холодом, обидами.

Ахматова стоит за стулом, на котором сидит Гумилёв
«Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилёва. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его? Не знаю, но кажется мне, что я люблю»

Гумилёв: Я умею любить её глубоко, она восхищает меня своими стихами. Я привёл её в поэзию и она стала в ней царицей. Наша любовь была похожа на поединок сильных и талантливых людей и в этом поединке рождались стихи.

Ахматова:
Было душно от жгучего света,                               Эта встреча никем не воспета,
А взгляды его — как лучи.                                         И без песен печаль улеглась.
Я только вздрогнула: этот                                                Наступило прохладное лето,
Может меня приручить.                                         Словно новая жизнь началась.
Наклонился — он что-то скажет...                       Сводом каменным кажется небо,
От лица отхлынула кровь.                                       Уязвленное желтым огнем,
Пусть камнем надгробным ляжет                         И нужнее насущного хлеба
На жизни моей любовь.                                            Мне единое слово о нем.
                                                                                    Ты, росой окропляющий травы,
Не любишь, не хочешь смотреть?                          Вестью душу мою оживи, -
О, как ты красив, проклятый!                                Не для страсти, не для забавы,
И я не могу взлететь,                                               Для  великой земной любви.
А с детства была крылатой.
Мне очи застил туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи...
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно


Песня М. Цветаевой  «Мне наравится…»
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
З. Гиппиус: Мариночка Цветаева, только она могла написать такие проникновенные слова. Только она. Она опять одна, Сергея Эфрона рядом нет. Она тоскует. Сергей – это её судьба. С ним она познала радость и грусть. Они встретились в Крыму на пустынном морском берегу. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Марина загадала: «Если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». И он, конечно же нашёл, и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещённый, она хранила его всю жизнь.
В  1941 году началась война. Сергей идёт на фронт.

Марина пишет письмо
«Серёженька, если Вы живы, если мне суждено ещё раз Вас увидеть – я буду счастлива. Если Бог сделает это чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака
Новый год я встретила одна
Я, богатая, была бедна,
Я, крылатая, была проклятой.
Где-то было много-много сжатых
Рук – и много старого вина,
А крылатая была – проклятой!
А единая была – одна!
Как луна – одна, в глазу окна »

Песня «Я тебя отвоюю» или клип, или «Бог не суди ты не был»

З. Гиппиус: Позвольте вам представить скромного, но очень талантливого крестьянского поэта Сергея Есенина. Давайте попросим его прочитать свои стихи .
С. Есенин
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берёз.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой последний час…

Маяковский:_______________
Песня «Отговорила роща золотая»
Клип «Мне нужна лишь одна забава»

Крики из-за стола: «Браво! Браво! Ну вы, Есенин, мастер!»

З. Гиппиус: Его лирика неповторима, она заставляет петь каждое слово, каждый звук, а значит, и душу каждого слушателя. Потому-то мы и называем есенинские стихотворения «Музыкой поэзии»
А вот и другие гости пожаловали. Прошу! Прошу заходите! Я рада видеть вас Александр Блок и Борис Пастернак.

Д. Мережковский: Вы читали Блока «Незнакомку»? Её можно сравнить с Джокондой Леонардо да Винчи. Загадочность и недосягаемость Монны Лизы перекликается с загадочностью героини Блока. Он открыл нам тайну, показал нам прекрасное в повседневном

Видеоклип «Незнакомка»

А. Блок: Вся моя жизнь – в моих стихах.
В 1904 году вышла моя книга, которая объединила лучшие поэзии первого периода, посвящённые Любови Менделеевой – «Стихи о Прекрасной Даме». Для меня любимая предстала удивительным воплощением Вечной Женственности, мистической Владычицей Вселенной, а чувство любви к ней оформлялось в культ благоговейного служения ей.
Благословляю всё, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке –
Я не утратил прежний свет.

И ты, кого терзал я новым,
Прости меня. Нам быть – вдвоём.
Всё то, чего не скажешь словом,
Узнал я в облике твоём.

 Глядят внимательные очи,
И сердце бьёт, волнуясь, в грудь,
В холодном мраке снежной ночи
Свой верный продолжая путь!

М. Цветаева: Я рада видеть вас, Борис Пастернак. Поэзия ваша – это раздумья о времени, о жизни и смерти, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, о будущем.

Песня «Никого не будет дома»

Пастернак читает стих «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

З. Гиппиус:  А «Зимний сон» - это настоящий гимн любви, ведь он воспевает союз двух любящих сердец. Он посвящён Ольге Ивинской и написан под впечатлением встречи на даче в Переделкино, когда оба поняли, что не могут жить друг без друга. Давайте послушаем песню «Зимняя ночь»

Песня «Зимний сон»

Это тайнопись, иносказание, шифр. Как глубоко вы умеете говорить о душе, о боге, о любви. Глубоко и просто.

Поэты:
1.      Мы были молоды и талантливы
2.     Мы были веселы и серьёзны
3.     Сочетали высокую поэзию со смехом, вином, лёгкими влюблённостями
4.     Но уже тогда мы многое предвидели в своих судьбах, и судьбах России


Пауза, звучит «Реквием» Моцарта. На фоне музыки поэты встают и говорят о своей жизни, гася свечу.

З. Гиппиус (вставая): Умерла вдали от родины Зинаида Гиппиус
Гумилёв: Расстрелян Николай Гумилёв
Северянин: Умер на чужбине Игорь Северянин и Константин Бальмонт
Цветаева: Повесилась Марина Цветаева
Блок: Умер от нервного истощения Александр Блок
Ахматова: Муж расстрелян, сын – узник ГУЛАГа, а сама подверглась гонениям Анна Ахматова
Мандельштам: Умер в застенках ГУЛАГа Осип Мандельштам
Есенин: Повесился Сергей Есенин
Маяковский: Застрелился Владимир Маяковский

Звучит песня Марины Цветаевой «Молитва»

Ведущие:
1.     Судьбы творцов начала века…
2.     Они были яркими, необычными, трагическими, разными.
3.     Судьба каждого – это целая книга.
4.     А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдёт в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.
5.     Мой серебряный век
6.     Твой серебряный век
7.     Наш серебряный век
8.     Сколько тайн и имён!
9.     В этот век я влюблён

Немає коментарів:

Дописати коментар